После Второй мировой войны темпы совершенствования мотоциклов заметно снизились. В противоположность разнообразию ранних лет период с 40-х до начала 60-х гг. характеризовался большим числом одно- и двухцилиндровых моделей, выпускавшихся британской промышленностью и господствовавших на рынке мотоциклов.
В те годы на дорогах задавали тон «Доминатор» фирмы «Нортон», «Золотая звезда» фирмы «БСА», «Тэндербэрд» фирмы «Триумф» и «Веном» фирмы «Велосетта». Сейчас эти названия вызывают ностальгию по мотоциклетной эпохе «крови и грома», когда дороги были свободны, ограничения шума и скорости куда менее строги, а езда на мотоциклах радовала мотоциклистов отчуждением от общества.
Несмотря на отсутствие в мире мотоциклов революционных преобразований, они в эти годы продолжали постепенно совершенствоваться. Типичный родстер конца 40-х гг. отличался от будущих моделей отсутствием задней подвески, непродуманной перекладиной передней вилки, простым велосипедным седлом, ручным регулированием опережения зажигания и низкооборотным двигателем с малой степенью сжатия, обусловленной низкооктановым горючим военных лет. Окраска была тусклой, часто цвета хаки. Такие роскошества, как спидометр, тормозные огни и удобная седельная подушка, были редкостью.
В 50-е гг. мотоциклы изменились за счет более яркой окраски, телескопических вилок, плунжерной и рычажной задней подвески, спидометров, двойных сидений и усовершенствованного электрооборудования. Четырехтактные двигатели получили компактность, более высокую степень сжатия и алюминиевые цилиндры для улучшения вида и снижения веса. В середине 50-х гг. 650-кубовый «Триумф» или «БСА» с двумя цилиндрами и хорошей коляской развивали скорость до 160 км/ч.
В Англии производители мотоциклов шли от успеха к успеху, продав в наиболее удачном 1959 г. 330 000 машин внутри страны. Хорошо продавались английские мотоциклы и в США, где собственное производство серьезно страдало из-за плохого руководства и отсутствия малых моделей. Одна из двух крупнейших американских фирм, «Индиан», в 1953 г. построила свой последний большой мотоцикл с V-образным двигателем, а другая, «Харлей», в 1955 г. продала меньше 10 000 машин.
Однако у английских фирм больше конкурентов было в Европе, где фирмы «БМВ» и «НСУ» быстро восстановились после войны. В Италии фирмы «Дукати», «Гилера» и «MB Агуста» создавали скоростные 100- и 125-кубовые спортивные мотоциклы, участвовавшие в шоссейных гонках, например Милан - Таранто и Жиро-д'Итали. Росла и популярность мотороллеров.
У новейших моделей «Веспа» и «Ламбретта» были преимущества перед прежними в защите от непогоды и, хотя и субъективно, в стиле. По сравнению с ними английские соперники, в основном с двухтактными двигателями «Вильерс», продавались плохо.
Италия также атаковала английское господство на гоночных трассах, продолжавшееся после введения в 1949 г. мировых чемпионатов. Мотоциклы «АЖС», «Нортон» и «Велосетта», преуспевавшие в первые несколько лет, уступили дорогу четырехцилиндровым «Гилера» и «МБ Агуста», а в легких классах - «Мото Гуцци» и «Мондиаль», которые боролись с германским «НСУ». На шоссе Англия в середине 50-х гг. еще лидировала, но неприятности уже угрожали фирмам, самодовольство которых привело к сокращению инвестиций и разработок.
С началом 60-х гг. длительному господству английской промышленности стала все сильнее угрожать Япония. В 1960 г. глава фирмы «Триумф» Эдвард Тернер посетил несколько японских предприятий и вернулся с предупреждением (принесшим мало пользы) об опасно быстром росте тамошнего мотоциклетного производства. К тому времени японская фирма «Хонда» уже сделала первый успешный шаг к соперничеству в гонках на острове Мэн.
В выставочных залах среди растущего ассортимента хорошо разработанных и прекрасно изготовленных малолитражных мотоциклов росло внимание к 50-кубовому мотороллеру «С100», девиз которого: «На «Хонде» вы встретите самых заботливых производителей» - помог привлечь более полумиллиона покупателей в год. Несмотря на это, многие европейские производители продолжали предполагать, что японцы еще долго будут строить только малолитражные мотоциклы.
В 1965 г. фирма «Хонда» выпустила двухцилиндровый «СВ450», который успешно конкурировал с традиционными английскими «двойками». А «Хонде» наступали на пятки фирмы «Кавасаки», «Сузуки» и «Ямаха» со своими большими мотоциклами, и английские фирмы уже ничего не могли сделать, чтобы сохранить свое лидерство на рынке.
|