 Прежде чем заняться производством мотоциклов, Соихиро Хонда был автомобильным гонщиком и смог внести в новое дело свой престиж и технические знания. В середине 50-х гг. его машины приняли участие в нескольких японских соревнованиях, а в 1959 г. впервые выступили в ТТ на острове Мэн. Первые 125-кубовые гоночные мотоциклы Хонды походили на германские двухцилиндровые и не могли сравниться с лучшими в то время «MB Агуста», но он быстро учился. В 1961 г., когда «MB» покинула малые классы, гонщики фирмы «Хонда» Том Филлис и Майк Хейлвуд выиграли чемпионат мира в классах 125 и 250 см 3.
1962 г. был для фирмы еще удачнее. Швейцарец Луиджи Таверн выиграл первый из своих трех титулов в классе 125 см3, а Джим Редмэн из Родезии стал чемпионом в классах 250 и 350 см3. Редмэн становился чемпионом на «четверках» Хонды шесть лет подряд. Нo у Хонды были еще самые лучшие, четырехтактные шестицилиндровые гоночные машины с объемом цилиндров двигателей 250 и 350 см3. На них Майк Хейлвуд стал чемпионом в 1966 и 1967 гг.
«Шестерки» были разработаны для конкуренции с развивающейся фирмой «Ямаха», выпускавшей очень высокооборотпые двухтактные машины. Ее компактный 125-кубовый двигатель с 24 крошечными клапанами издавал незабываемый вой и развивал мощность 44,2 кВт (60 л. с.) при 300 Гц (18 000 об/мин). «Шестерка» была предварительно испытана Редмэном в конце 1964 г., она и сделана надежнее и лучше управляемой. В 1966 г. Хейлвуд выиграл на 250-кубовом «RC166» 10 из 12 Гран-при и заодно стал чемпионом в классе 350 см3 на 297-кубовой версии этой машины. Он сохранял оба титула на «шестерке», пока в 1968 г. фирма «Хонда» не оставила гонки на Гран-при.

Преуспев в малых классах, «Хонда» не смогла выиграть чемпионаты 60-х гг. в классе 500 см3. Майк Хейлвуд отчаянно старался победить на четырехцилиндровой машине, но ее управляемость и надежность не соответствовали мощности. В 1966 г. авария на финальном круге в Монца стоила Майку титула, который выиграл Джакомо Агостини для «MB Агусты», опередив «Хонду» на шесть очков. В предпоследней гонке следующего сезона Хейлвуд установил рекорд круга и шел на полкруга впереди, пока его «Хонду» не заклинило на высшей передаче. Финальную гонку Майк выиграл, но титул достался Агостини по большему числу вторых мест.
В 1979 г. «Хонда» вернулась на Гран-при с двухтактными машинами, но политика фирмы диктовала использование четырехтактных. Так родился «NR500», V4 с водяным охлаждением и овальными поршнями, форма сечения которых напоминала гоночный трек. У него было по две свечи, два конрода и восемь клапанов на каждый цилиндр. Намечалось потом перейти к V8, но пока ограничились четырьмя цилиндрами. Мотоцикл имел также монококовую дюралевую раму и 16-дюймовые колеса. Двигатель вращался с частотой 333 Гц (20 000 об/мин), но она оказалась слишком велика, и мотоцикл «NR» был тихоходен и ненадежен. К 1981 г. шасси упростили, а двигатель переработали, но фирма «Хонда» в том году отказалась от участия в Гран-ири, ограничившись чемпионатом.
|